Если вы знаете кое-что об истории Ле-Мана (или если вы смотрели фильм «Ford против Ferrari» 2019 года), то вы, вероятно, знаете кое-что о том, как появился Mk II. Тем не менее, вот краткое напоминание.
За год до славного финиша Ford на 1-2-3 месте в Ле-Мане дела у гоночной машины GT40 шли не так уж хорошо. В попытке улучшить автомобиль «Голубой овал» отправил несколько незаконченных гоночных автомобилей в Shelby American для серьезной переделки руками собственных людей Shelby, а также инженеров из Holman-Moody и Alan Mann Racing.
Самым большим изменением стала установка проверенного NASCAR двигателя 427ci под кузов, но вместе с этим последовало и множество других модификаций, включая установку воздухозаборников перед задними колесами, новых воздухозаборников для охлаждения тормозов и новой передней части.
В общей сложности эта объединенная команда построила восемь MK II. Среди них был номер шасси P/1032, который и является автомобилем, который привел нас сюда сегодня.
Автомобиль поступил в гараж Шелби еще в ноябре 1965 года, и изначально это было не более чем неокрашенное шасси с несколькими кузовными деталями. После того, как люди Шелби закончили с ним, он стал похож на настоящую гоночную машину, которой нужна была трасса, чтобы проявить себя.
Трассой оказался могучий Себринг, где он был заявлен на соревнование с мощной армией из 12 других GT40, пяти Ferrari и десяти Porsche. Управляемый Уолтом Хансгеном и Марком Донохью, этот автомобиль сумел завершить 12 часов гонки на второй позиции, зажатый между двумя другими автомобилями своего класса, что принесло Ford желанный финиш 1-2-3.
Успех в Себринге означал, что GT40 был готов принять гораздо более серьезный вызов — гонку в Ле-Мане. После надлежащей подготовки к более сложному испытанию он стал одним из трех автомобилей Mk II, которые Холман-Муди привез во Францию, присоединившись к вторжению Ford в эту европейскую страну: в общей сложности восемь Mk II выстроились на стартовой линии, а остальные были в цветах Shelby American и Алана Манна.
В 1966 году на знаменитой французской трассе этот автомобиль появился в Эмбергло с белыми полосами, щеголял опознавательными нашивками DayGlo и носил номер #4 по бокам. Машиной должны были управлять Марк Донохью и Пол Хокинс — и это было так, только не так славно, как могли ожидать его управляющие.
Этому конкретному GT40, вероятно, пришлось хуже всего во время гонки. Всего через один круг ему пришлось заехать на пит-стоп, чтобы починить сломанную полуось. Ремонт занял довольно много времени, но в конце концов он вернулся на трассу. Волшебство длилось недолго, и проблема с хвостовой частью потребовала еще одной остановки, так как механикам пришлось буквально заклеить заднюю часть автомобиля скотчем.
Поскольку скотч есть скотч, ремонт длился недолго, поэтому Mk II в конечном итоге полностью лишился хвостовой части, что заставило его ехать по трассе полуголым. К счастью для него, позор длился недолго — команда решила сойти с гонки всего через четыре часа и 12 кругов, после того как проблема с трансмиссией оказалась последним гвоздем в гроб.
Хотя он и не закончил гонку, номер шасси P/1032 навсегда сможет сказать, что он был там, когда Ford вырвал победу в Ле-Мане у Ferrari в славном стиле. И это делает его весьма ценным, как вы увидите в строках ниже.
После гонки в Ле-Мане и краткого визита в Соединенные Штаты автомобиль провел пару лет в Европе, демонстрируясь на ряде площадок и мероприятий, включая Парижский автосалон 1966 года, Женевский автосалон 1967 года и Монцский автосалон 1967 года.
Только в 1968 году этот Mk II вернулся в США, где был передан в дар музею Indianapolis Motor Speedway . Как часть коллекции организации, он некоторое время выставлялся в Музее ранних колес в Индиане, но в основном проводил время вдали от глаз общественности.
Большую часть своего существования автомобиль был не в рабочем состоянии, поэтому в 2006 году начался процесс реставрации, чтобы вернуть ему былую славу Ле-Мана. Он закончился в 2011 году, и результат был показан во время Concours d'Elegance of America того года. После этого он попал в хранилище музея и не был оттуда доставлен до 2023 года, когда гонщик IndyCar Коннер Дейли прокатился на нем во время уик-энда Battle on the Bricks.
Ford GT40 Mk II 1966 года теперь снова в центре внимания, поскольку музей решил продать его. Автомобиль выставлен на продажу на аукционе RM Sotheby's, который состоится в конце февраля в Майами. Ожидания довольно высоки, так как оценка стоимости этого GT40 составляет минимум 8 миллионов долларов, а максимум 11 миллионов долларов.