Хотя мощные промежуточные модели заводского изготовления существовали до 1964 года, когда Pontiac представил чрезвычайно популярный пакет GTO для своего A-body Le Mans, это, пожалуй, положило начало самой захватывающей эпохе американской автомобильной промышленности.
Да, мы называем это « эрой маслкаров », но правда в том, что на пике своего развития этот золотой век американских заводских характеристик длился менее десяти лет.
Тем не менее, за этот период крупнейшие автомобильные бренды страны выпустили внушительное количество породистых маслкаров.
Помимо того, что ему приписывают начало увлечения маслкарами, могучий Pontiac GTO стоял на вершине пищевой цепочки маслкаров в течение девяти модельных лет подряд и двух разных поколений.
К 1973 году занавес резко опустился из-за роста страховых взносов, строгих правил выбросов и разрушительного нефтяного кризиса .
Следовательно, некоторые из знаковых моделей, определивших эпоху, ушли на закат, но GTO удалось просуществовать еще два модельных года - хотя и в двух разных и противоречивых ипостасях.
От промежуточного уровня Colonade до полноценного компакта
В 1973 модельном году LeMans и все другие промежуточные модели GM A-body были полностью переработаны.
Чтобы соответствовать новым правилам безопасности при столкновении, они стали длиннее, но при этом более квадратными и получили большие бамперы.
Для Pontiac новые правила безопасности и выбросов в сочетании с началом нефтяного кризиса 1973 года означали, что фокус сместился с чистого высокопроизводительного V8 на создание промежуточного продукта, ориентированного на премиум-класс.
Хотя новый LeMans в стиле Colonade не был таким впечатляющим, как его предшественники, с точки зрения стиля и производительности, он все еще был доступен с пакетом GTO.
Несмотря на то, что новый GTO был гораздо более сдержанным и, в лучшем случае, оснащенным 250-сильным (чистым) 455-кубовым (7,5-литровым) двигателем V8, он блистал, когда дело касалось управляемости, особенно по сравнению со своими предшественниками. Тем не менее, ему так и не удалось стать сенсацией продаж прошлого.
В 1974 году руководство Pontiac решило исключить пакет GTO из модельного ряда LeMans, но благодаря Бену Харрисону, одному из ведущих инженеров бренда и давнему энтузиасту производительности , GTO просуществовал еще год.
Однако теперь пакет был доступен для Ventura (также известной как Ventura II), компактного родственника Chevy Nova с X-образным кузовом.
Маленький ГТО
Естественно, некоторые энтузиасты были (и до сих пор) возмущены этим решением, но это оказалось разумным шагом, который позволил создать один из самых недооцененных маслкаров Pontiac за всю историю.
Доступный как для базовой Ventura, так и для Ventura Custom в двухдверном седане (с обычным багажником) или хэтчбеке, пакет GTO за 461 доллар (код WW3) добавил изрядный список обновлений.
В их число входили уникальная решетка радиатора, значки GTO, функциональный ковш на капоте Shaker в стиле Trans Am (в отличие от версии 1973 года), боковые зеркала и усиленная система подвески с передними и задними стабилизаторами поперечной устойчивости.
Управляемость можно улучшить с помощью пакета Radial Tuned Suspension (RTS), в который добавлены оптимизированные пружины и амортизаторы, настроенные для использования с новыми радиальными шинами со стальным кордом.
Кроме того, в качестве опции могут быть установлены гидроусилитель руля и передние дисковые тормоза, чтобы еще больше улучшить поведение Little GTO на дороге.
Один вариант двигателя
В отличие от предыдущих поколений, GTO на базе Ventura был доступен только с одним двигателем.
Силовой установкой, о которой идет речь, был двигатель V8 объемом 350 куб.см (5,7 литра) от Pontiac, оснащенный карбюратором Rochester 4MC Quadrajet и степенью сжатия 7,6:1. Маленький (по стандартам 1974 года) Pontiac V8
в сочетании со стандартной трехступенчатой механической коробкой передач с рычагом переключения передач Hurst , дополнительной четырехступенчатой механической коробкой передач Saginaw M-20 или трехступенчатой автоматической коробкой передач Turbo Hydra-Matic (также опционально) мог развивать мощность 200 л.с. при 4400 об/мин и крутящий момент 295 фунт-фут (400 Нм) при 2800 об/мин.
Эти цифры были намного ниже, чем у больших двигателей Tri-Power GTO прошлого, и даже на 50 л.с. меньше, чем у 455 1973 года, но учитывая, что компактное шасси X-body было примерно на 400 фунтов (181,4 кг) легче, чем Предыдущие промежуточные модели с кузовом A, Little GTO, были более чем адекватными спортивными автомобилями эпохи недуга.
Настоящий маслкар
Имея всего лишь 200 лошадиных сил, Little GTO казался оскорблением легендарной таблички с именем . Однако Харрисон и команда, отвечавшая за проект, позаботились о том, чтобы это было не так.
Согласно независимым тестам, проведенным самыми престижными автомобильными журналами того времени, автомобиль (оснащенный дополнительной четырехступенчатой коробкой передач) мог разогнаться до 60 миль в час (97 км/ч) с места за 7,7 секунды и пробежать четверть мили за 15 секунд. диапазон.
Хотя это делало его заметно медленнее, чем Tri-Power 1965 года , журнал Cars провел прямое сравнение с четырехцилиндровым GTO 389 1964 года, и результаты оказались на удивление близкими.
Компакт 1974 года был всего на 0,2 секунды медленнее от 0 до 60, в то время как более старая модель пробежала четверть мили за 15,64 секунды со скоростью 90 миль в час (144,8 км/ч). Его меньший брат пробежал то же расстояние за 15,72 секунды со скоростью 88 миль в час (141,6 км/ч).
Эти результаты сделали Little GTO настоящим маслкаром, достойным своей таблички, но журнал Cars пошел еще дальше, назвав его гораздо более управляемым автомобилем, чем легенда 1964 года. Благодаря меньшему весу, более короткой колесной базе и продуманной настройке подвески он преодолевал острые повороты с уровнем точности и элегантности, более сравнимым с европейским спортивным автомобилем
начального уровня, чем с классическим мощным американским промежуточным автомобилем. Однако другие издания отнеслись к GTO 1974 года с меньшим энтузиазмом. Более того, несмотря на то, что он был достаточно экономичным и не так уж дорогим в страховании, аппетит покупателей автомобилей к производительности снизился в геометрической прогрессии. В том году Pontiac удалось продать только 7058 автомобилей Ventura с GTO, и хотя это было разумное улучшение по сравнению с моделью 1973 года, эта цифра не была достаточно хорошей, чтобы убедить руководство продолжать продавать пакет GTO в 1975 году.
GTO 1974 года сегодня
Полвека спустя Little GTO все еще пытается избавиться от окружающего его клейма.
Для большинства любителей маслкаров, особенно для тех, кто питает слабость к Pontiac, этот уродливый компактный автомобиль не заслуживает носить значки GTO.
Однако, хотя внешний вид является спорным, ненавидеть его характеристики или воспринимать их отсутствие несправедливо.
На момент своего появления GTO 1974 года, несомненно, представлял собой мощный, ориентированный на производительность компактный автомобиль , который мог держаться на прямой, но также доставлять захватывающие впечатления от вождения на извилистой дороге.
С точки зрения коллекционирования, он намного дешевле, чем его старшие братья и сестры: нетронутые экземпляры, которые можно приобрести по индивидуальному заказу, стоят около 30 000 долларов.
Вы можете совершить виртуальную экскурсию по одному из них в видеоролике Лу Костабиле на YouTube ниже.